ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Автор: А. МАКАРОВ, (начальник управления информационных технологий ООО «Петровайзер»)
Журнал: "Бурение и нефть" №6 (июнь) 2010 г.

Заметки специалиста ИТ

Прежде всего, определим для себя, что мы будем называть информационными технологиями. В рамках этой статьи считаем, что ИТ - это комплекс мероприятий и средств, призванных обеспечить автоматизацию какого-либо бизнес- процесса организации целиком или его отдельной части.

При условии, что ваше программное обеспечение хотя бы на чуть-чуть менее увлекательно, чем пасьянс «Косынка», у вас не получится придти к пользователю, гордо ткнуть пальцем в экран монитора и сказать - вот какую хорошую штуку мы вам поставили! Придется приложить немало усилий, чтобы даже самый необходимый, самый современный, самый функциональный программный продукт был успешно и эффективно внедрен в Компании заказчика. Оставим за рамками данной статьи длительный процесс по принятию решения о приобретении Компанией какого-то программного обеспечения или информационной системы - это отдельная большая тема. Будем считать, что данное решение заказчика было взвешенным, обоснованным, согласованным со всеми заинтересованными специалистами, доведено до сведения конечных пользователей и под это решение уже зарезервированы необходимые средства. А мы с вами будем исполнять его волю.

Для начала отметим, как ни тривиально это прозвучит, что внедрение ИТ продукта должно быть хорошо продуманным и обеспеченным в организационном, техническом и информационном плане.

«Пятьсот грамм мяса порезать небольшими кубиками, обжарить до появления корочки, залить 200 г. сливок и тушить еще 40 минут. За пять минут до готовности добавить мелко нарубленную зелень, соль и специи по вкусу». Этот рецепт может служить упрощенной иллюстрацией определения организационной составляющей. Организационная составляющая - это консолидатор всех остальных частей. А именно - что, когда и в какой последовательности добавлять, чтобы получить на выходе вкусное и полезное ИТ решение, а не горелое непонятно что.

Отметим наиболее важные моменты.

1. До начала приготовления блюда нужно определить, для кого мы собственно будем готовить, то есть изучить участок и процесс деятельности Компании-заказчика, эффективность функционирования которого необходимо поднять применением ИТ. Сразу следует отметить, что специалистам внедрения необходимо понимать бизнес-процесс, который будет автоматизироваться, по крайней мере, быть знакомым с технологией проведения работ. В идеале в составе команды внедрения совершенно не лишним будет предметный специалист, например специалист по бурению, если речь идет о мониторинге строительства скважин.

2. Определив, для кого готовим, подбираем основные ингредиенты будущего блюда, то есть решаем, какие технические и общесистемные программные средства нам необходимо при- влечь, определяем распределение элементов ИТ решения в структуре Заказчика, устанавливаем связи между элементами и режимы функционирования ИТ решения.

3. Третьим решительным шагом на тернистом пути внедрения ИТ должен стать План. План внедрения ИТ - это ключевой документ, определяющий что, в какие сроки, какими силами и средствами мы будем делать. Для большей наглядности посмотрим на небольшой пример упрощенного плана внедрения системы мониторинга бурения (табл.)

Cоставляя развернутый, детализированный план, мы, во-первых, автоматически обнаруживаем все нестыковки по срокам, во-вторых, выявляем «узкие» места, и, наконец, составляем программу действий на весь процесс внедрения, которая дает каждому участнику четкое представление о его роли в процессе. Таким образом, мы сможем избежать нелепой ситуации, когда инженер внедрения уже на буровой площадке лелеет диск с дистрибутивом, а компьютер, на котором все это должно быть установлено, до сих пор еще не покинул пределы складского помещения Компании.

4. И, наконец, блюдо готово, приступаем к сервировке стола. Для того чтобы каждый пользователь знал, не только в какой тарелке всегда будет лежать хлеб, но и кто его туда должен положить, нам необходим завершающий штрих - документ, регламентирующий использование внедряемого ИТ решения. Этим документом определяется вся дальнейшая жизнь информационной технологии, в нем должны быть прописаны входные и выходные данные, ожидаемые результаты использования, взаимодействие с другими информационными системами Компании и между пользователями продукта.

Как гласит народная китайская пословица - «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь». В применении к информационным технологиям я бы добавил - научи его ловить пятью разными способами, проконтролируй процесс ловли, внимательно выслушай его мнение, периодически подновляй его навыки, рассказывая о новом в рыболовстве. Для повышения эффективности внедрения необходимо обеспечить плотный контакт пользователя со специалистами разработчика/дистрибьютора ИТ решения в виде логической цепочки:

1. Тренинг. Проводится, как правило, при первоначальной пуско-наладке программного обеспечения, прямо на рабочем месте пользователя и дает представление об основных возможностях программного обеспечения. Эффективной показывает себя методика тренинга по принципу «делай как я», когда инженер внедрения в процессе работы пользователя сначала сам обеспечивает эксплуатацию программного обеспечения, демонстрируя основные приемы, потом делает это вместе с пользователем, и в конечном итоге со стороны контролирует корректность эксплуатации пользователем программного обеспечения. К сожалению, существенным недостатком тренинга является то, что, из-за необходимости выполнения прямых должностных обязанностей, пользователь не всегда находит достаточно времени на изучение тонкостей программного обеспечения. Для нейтрализации этого отрицательного момента должно проводиться обучение.

2. Обучение. Проводится с отрывом от производства, на базе учебных центров разработчика, и позволяет сложиться полноценному представлению об используемом программном обеспечении, узнать о его новых возможностях. Полученные знания позволят самостоятельно и квалифицированно работать с программой. Кроме того, информация о новейших достижениях в смежных ИТ решениях, полученная в процессе обучения, стимулирует возможность дальнейшей автоматизации производственных процессов Компании - «узнал сам, расскажи коллеге».

3. Техническая поддержка и обратная связь. Пользователь никогда не должен оставаться один на один с программным обеспечением, он должен иметь возможность связаться с квалифицированным специалистом, который поможет и подскажет, как лучше реализовать ту или иную функциональность. Все замечания и предложения пользователя должны учитываться и находить свое воплощение в новых версиях программного обеспечения, делая его работу более комфортной и эффективной.

4. О регламенте функционирования информационной технологии. Регламент должен предписывать правила работы с системой пользователей разного уровня - начиная от поставщиков информации, например, супервайзеров на буровой, и до специалистов, имеющих право принимать управляющее решение, и руководителей предприятия. Должны также регламентироваться действия ИТ персонала, обслуживающего систему - системных администраторов и технических специалистов. Выполнение регламента максимально снизит влияние человеческого фактора на эффективность внедрения информационной технологии.

Вот, собственно коротко представлены стандартные этапы внедрения ИТ решения или отдельного программного продукта в Компании заказчика. Кажется все предусмотрели, обо всем договорились, и внедрение прошло по плану....Но... начинается эксплуатация ПО, и возникают проблемы, которые невозможно было предусмотреть ни в каких планах.

Из нашего опыта. Внедряется корпоративная система производственной отчетности. Все хорошо. Кроме одного - существует подрядчик, который, согласно требованиям контракта, поставляет свою отчетность. И, согласно тому же контракту, использует собственную форму отчета, которая никак не согласована с корпоративной. В итоге вместо обещанной «автоматизированной» обработки данных пользователь в офисе имеет дополнительные затраты времени на конвертацию данных из одной системы в другую. То есть на этапе планирования забыли проанализировать возможные связи внедряемого ИТ решения и уже используемых в компании систем.

Другой пример. Устанавливается специализированное программное обеспечение на буровых площадках и в офисах. ИТ управление заказчика настаивает на эксплуатации ПО под управлением СУБД Oracle. Основываясь на собственном опыте сложности поддержки ORACLE неподготовленными пользователями, предлагаем заказчику упрощенный вариант СУБД на уровне БП. Тем не менее, ИТ управление заказчика продолжает настаивать на ORACLE. В итоге получаем неработоспособную систему и скептическое отношение пользователей.

Наш многолетний опыт внедрения ИТ во многих нефтегазодобывающих компаниях значительно снизил процент «наступания» на грабли», но тем не менее полностью избежать всех проблем невозможно.

В заключение хотелось бы сказать об эффективности ИТ решений. Зачастую Компания, желая оценить эффективность от внедрения ИТ в денежных знаках, немедленно разочаровывается, убедившись, что имеет только рост затрат. Действительно, эффективность в явном виде просчитать достаточно трудно, анализ или непрост, или невозможен. Простой пример - использование заказчиком системы мониторинга в процессе строительства скважин. Деньги потрачены, внедрение проведено, все прекрасно функционирует, но полученная в процессе мониторинга информация денег не приносит, ничего вещественного мониторинг не производит, и получается, что понесенные затраты не дают результатов. На самом же деле первый, но трудно оцениваемый результат - улучшение производственной дисциплины на объекте мониторинга. Второе - сокращение времени принятия решений за счет оперативной информации независимо от удаленности объекта. Третье - улучшение качества принятых решений за счет возможности удаленной работы высококвалифицированных специалистов. Четвертое - снижение трудозатрат инженерного персонала за счет автоматизации работы с информацией. Пятое - полная сохранность и доступность всем заинтересованным специалистам информации, формируемой в базе данных. И т. д...

В такой ситуации трудно рассчитать вклад системы мониторинга, например, в снижение аварийности при строительстве скважин, но вклад несомненно есть, а значит, есть и экономия средств, причем средств значительных. Внедрение ИТ решений и автоматизация процессов деятельности ведет, прежде всего, к повышению эффективности работы Компании заказчика в целом.

Внедрение информационных технологий, проведенное с учетом всех основных составляющих, пусть даже и с отдельными недоработками в какой-то из них, с большой долей вероятности позволит вам приготовить блюдо, за которое вы удостоитесь похвалы в любой Компании.

Подводя итог, хочется сказать - анализируйте, планируйте, учитывайте чужой опыт и ...Приятного аппетита!