Отечественный буровой супервайзинг — опыт и проблемы

Автор: Т. Нестерова, (к.т.н., первый заместитель генерального директора ООО «Петровайзер») 
Издание: Журнал «Бурение и нефть» №9 (2009 г.) 

Часть 1

Вот что может произойти,если кто-то начнет размышлять.
В.С.Черномырдин

Отечественный буровой супервайзинг переживает не лучшие времена. Как впрочем и весь нефтегазовый сервис.

Пытаюсь найти в Интернете определение «супервайзинг». Моментально и услужливо получаю ряд однотипных понятий: «Супервайзер в переводе с английского означает "наблюдатель" (supervise – наблюдать, контролировать). …Основная функция – контролировать работу торговых агентов или промоутеров». Или «Супервайзер (англ. supervisor – наблюдающий, контролирующий) – занимается разработкой маршрутов, осуществляет наблюдение и контроль за деятельностью торговых представителей».… Набираю «буровой супервайзинг» – и получаю длинный список резюме и вакансий на эту должность и список компаний, так или иначе имеющих отношение к буровому супервайзингу. Никаких определений не приводится. То есть де факто такая должность имеется и весьма востребована, а де юре ее нет.

Смотрим, что у нас имеется в законах. По правовым положениям можно сослаться на статьи № 748 и 749 ГК РФ: «Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ…, Заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством… может заключить договор об оказании …услуг…с соответствующим инженером (инженерной организацией)»; и п. 3.4.2 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности: «Для обеспечения строительства опасного производственного объекта заказчик назначает технический надзор за проведением строительно-монтажных работ…».

Из сайта Губкинского Университета: «30 мая 2008 года произошло знаковое событие – первые буровые супервайзеры России получили дипломы как знак признания государством динамически развивающейся профессии! В РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина Институт проблем развития кадрового потенциала ТЭК реализует профессиональную образовательную программу для получения дополнительной квалификации «Специалист технологического надзора и контроля при строительстве скважин (Буровой супервайзер)».

Ну вот и появились в России первые «законные» супервайзеры!

Тем не менее, эта законность весьма условная. В «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих» Минтруда РФ должность и квалификация «супервайзер» не значится. За некоторыми оговорками к буровому супервайзингу сегодня можно применить только должность инженера по специальности – «инженер по надзору за строительством» и «инженер (по бурению)». Больше ничего не подходит.

Молодой выпускник ВУЗа фактически становится инженером сразу по получении диплома, а супервайзером может не стать никогда. Или пройдет много лет, будет накоплен большой опыт и инженер по бурению сможет работать супервайзером. А в трудовой книжке останется та же запись – инженер.

Согласитесь, что квалификация «инженер» и квалификация «инженер- супервайзер» далеко не одно и то же. Престижность второй квалификации несравненно выше, как выше и зарплата. Но юридических доказательств того, что например соискатель на высокооплачиваемую работу уже имеет опыт работы буровым супервайзером представлено быть не может (разве что кадровик нарушит нормативы Минтруда, записав несуществующую должность, тем самым лишив работника возможности получения льгот, например по полевому стажу). Цитирую Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 69 об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек: Записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации. В случае, если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, предусмотренным соответствующими квалификационными справочниками.

Таким образом, одна из проблем – это отсутствие правовых норм, типовых регламентов и положений по буровому супервайзингу.

Тем не менее, несмотря на незаконность, буровой супервайзинг, заимствованный из западного опыта, существует в России давно, естественным образом приспосабливаясь к нашему менталитету.

Российских компаний, для которых супервайзинг является основным направлением бизнеса, сегодня в российском нефтесервисе не так уж много. Зато предприятий, развивающих, либо планирующих развивать супервайзинг в качестве сопутствующего вида бизнеса, великое множество (рост их количества сдерживает только текущий кризис). При этом профиль компании может быть любым – начиная от услуг по направленному бурению, долотного сервиса, инженерного сопровождения буровых растворов и заканчивая геофизическими исследованиями. Подход компаний понятен – этот бизнес не требует серьезного финансового капитала, а основу его составляет квалифицированный персонал.

В России буровой супервайзинг представлен в нескольких вариациях. Первая из них – это так называемый внутренний супервайзинг, или «служба заказчика» нефтегазовой компании. Вторая разновидность – внешний супервайзинг – подразумевает привлечение заказчиком специализированной сервисной компании на подрядной основе. Наконец, третий вид супервайзинга можно условно обозначить как смешанный, при котором собственная супервайзинговая служба заказчика контролирует работу привлеченной фирмы, в отдельных случаях собственная служба заказчика работает наравне с привлеченным сервисом,

Разумеется, выбор того или иного варианта остается на усмотрение заказчика. Ряд крупных компаний настроены на создание и развитие собственной службы, или же используют оба вида супервайзинга, в то время как более мелкие компании в целом пошли по пути использования внешнего сервиса.

Казалось бы, преимущества внутреннего супервайзинга для компании – заказчика услуг абсолютно очевидны: собственный управляемый персонал, единый менеджмент, информационная безопасность. Однако недостатков здесь также хватает.

К примеру, кадровый вопрос, включающий подбор, подготовку и содержание квалифицированных специалистов внутри компании. Такой подход, помимо прочего, сулит еще и дополнительные издержки – ведь даже при непостоянстве загрузки, зарплату сотрудникам платить все равно приходится. Вопрос объективности – зарплата собственного персонала напрямую зависит от успешности работы службы заказчика в целом, что создает предпосылки для сокрытия и замалчивания собственных недостатков. Скрывать свои недостатки при работе на буровой можно только при условии, что супервайзер закрывает глаза на недостатки в работе буровой бригады.

В этом смысле вариант с привлечением независимой сервисной компании, нанимаемой на определенный период или под конкретный проект, выглядит более предпочтительно. К тому же заключение контракта с сервисной компанией автоматически предполагает четкое распределение ответственности между сторонами, тогда как при наличии собственной службы все риски остаются на балансе заказчика.

Таким образом, переходя к преимуществам внешнего супервайзинга, сразу стоит отметить наличие финансовой и юридической ответственности сервисного предприятия за результат своей деятельности, поскольку такая ответственность определена законодательством РФ. Предприятие работает на договорной основе и заказчик имеет возможность управлять качеством работ, назначая штрафные санкции и бонусы подрядчику.

К числу других преимуществ можно отнести возможность выбора подрядчика на конкурсной основе (свободный рынок) и экономию затрат на содержание собственного персонала.

Справедливости ради отметим и некоторые из недостатков внешнего супервайзинга – затраты на привлеченный сервис и необходимость регламентации взаимоотношений не только с подрядной компанией, но и ее полевым персоналом. Но это неизбежные составляющие любого сервиса.

И еще один существенный момент, касающийся интересов инвестора. Компания заказчика, как правило, сама по себе является командой мененджмента, сформированной инвестором для реализации своих инвестиционных проектов. И не секрет, что интересы заказчика и инвестора не во всем совпадают. Внешний супервайзинг может выявить не только недостатки подрядчиков, но и недостатки собственной технологической службы заказчика, что нередко порождает конфликты между ними. В данном случае внешний супервайзинг, привлекаеый инвестором, может служить независимым средством защиты собственных вложений в строительство скважин.

На наш взгляд, самым существенным вопросом бурового супервайзинга является вопрос его функциональности, ответственности, прав и полномочий. Исходя из опыта оказания услуг различным нефтяным компаниям, можно разделить буровой супервайзинг на два принципиально разных сервиса, первый из которых коротко можно обозначить как управление, второй – как надзор.

Управление строительством скважин – это западный образец супервайзинга, который дает возможность заказчику, не занимаясь рутиной и не создавая громоздкую технологическую службу, «держать руку на пульсе», обеспечивая спланированную безостановочную работу объекта. Супервайзер наделен управленческими полномочиями и правами, основная задача управляющего супервайзинга – предупредить, спрогнозировать нештатные ситуации, приложить все усилия для сокращения непроизводительного времени, максимально эффективно управлять всеми затратными механизмами (ресурсами, сервисами).

Надзор – наш отечественный вариант супервайзинга (заметьте, официальное название квалификации – «специалист технологического надзора…»), обеспечивающий надзор над исполнением проекта и других нормативных документов.

В следующей статье будут рассмотрены вопросы реализации сервиса, вопросы подготовки кадров и экономические аспекты бурового супервайзинга.